Главная » 2016 » Март » 16 » Социальные сети в образовании
11:09
Социальные сети в образовании

Социальные сети в образовании: утопия или реальность?

В статье рассматриваются механизмы и возможности использования социальных сетей в образовании

Социальные сети в образовании: утопия или реальность?

«Никому не дано изменить свое вчера, но мы можем изменить своё завтра...»

 

Сегодня сложно встретить человека не знакомого с интернетом. Количество людей, подключенных к всемирной Сети, ежедневно растет и вместе с этим сам интернет динамично развивается. Возможности всемирной сети сегодня активно стараются применять и в современном белорусском образовании. Блоги, вики, социальные закладки, учебные сетевые сообщества нашли широкое применение в учебной практике. Вместе с тем популярные виртуальные социальные сети («Одноклассники», «ВКонтакте») в отечественном образовании воспринимаются как ресурсы, содержащие исключительно развлекательную информацию, в контексте которой не целесообразна публикация учебного материала и тем более организация учебной деятельности.

Однако социальные сети сегодня являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет-аудитории. Несмотря на то, что виртуальные социальные сети впервые были представлены интернет-аудитории в США, в нашей стране они снискали наибольшую популярность. По данным компании comScore, в мае 2009 г. пользователи Рунета проводили на подобных сайтах в среднем 6,6 ч в месяц, просматривая при этом по 1 307 страниц. Для сравнения: в общемировом масштабе пользователи проводят в социальных сетях в среднем 3,7 ч в месяц и просматривают по 525 страниц.

Таким образом, социальные сети напоминает страну, в которой “проживают”, “встречаются”, и “общаются” жители планеты, которые в противном случае бы не имели такой возможности. Также, не приходится говорить, что в социальных сетях ежедневно, ежеминутно, ежесекундно происходит массовый непрекращающийся обмен информацией — начиная с личной, такой как личные записи, фотографии, видео, так и информацией другого плана — самые свежие новости, статьи, политические и образовательные семинары, да просто все, что душе угодно — легче перечислить, чего в социальных сетях нет, чем что там есть.

По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в Беларуси являются «Одноклассники», «ВКонтакте», «Мой Мир», причем «ВКонтакте» отличается более молодой аудиторией. Так, доля самых молодых респондентов (от 14 до 17 лет), зарегистрированных в этой сети, составила 93 %, а из 10–14-летних пользователей – 85 %. Также «ВКонтакте» является лидером по активности посещения проекта пользователями: 45 % зарегистрированных на этом портале посещают его ежедневно, а 70 % из них – чаще чем раз в день. Каждый третий участник «ВКонтакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени.

          Исходя из представленных данных, логично предположить, что социальные сети является самым популярным и интересным социальным ресурсом для школьников. Также со всей долей уверенности можно сказать, что никакие репрессивные методы борьбы с социальными сетями среди школьников не могут увенчаться успехом. В связи с этим возникает резонный вопрос: можно ли рассматривать социальные сети в качестве инструмента достижения образовательных целей сегодня? Однако данный вопрос до сегодняшнего дня не был поставлен на широкое обсуждение общества. Между тем эта проблема прямо или косвенно касается подавляющего большинства жителей нашей страны, около 90 миллионов которых являются активными пользователями интернета и социальных сетей. Образовательные учреждения в большинстве случаев остаются в стороне от обсуждения этой злободневной проблемы. В связи с вышеизложенным, одной из серьезных проблем, которая должна быть вынесена на широкое обсуждение общественности, я считаю следующую: возможность использования потенциала социальных сетей в образовании в современной Беларуси.

Конечно помимо сетей, объединяющих пользователей по интересам и предоставляющих возможность проведения досуга, существуют специализированные социальные сети для школьников и студентов (vmesti.ru, scribbler.ru). Последние, несмотря на удобный специализированный учебный функционал, пока не способны конкурировать с развлекательными сетями. Этому мешает так называемый «сетевой эффект», когда человек, обросший сетью контактов и друзей, не оставит привычную социальную сеть. Кроме того, ресурсы, позиционирующие себя как учебные, вызывают естественное отторжение у школьной аудитории и требуют дополнительных усилий от педагогов для введения и удержания учащихся в новом сетевом пространстве. Поэтому в качестве основы для построения сетевого учебного сообщества продуктивнее использовать более популярные социальные сети.

Такие сетевые технологии, как форумы, блоги, вики, образовательные порталы и автоматизированные системы дистанционного обучения, обладая несомненными дидактическими и методическими преимуществами, уступают социальным сетям с точки зрения вовлеченности пользователей в их коммуникационное пространство, а также соответствия интеллектуальным, творческим и социальным потребностям. Формирование основ информационной и коммуникационной культуры у современных школьников и студентов, к сожалению, происходит не на уроках информатики и не с помощью качественных сетевых образовательных ресурсов, созданных педагогами, а в пространстве той или иной социальной сети. Чаще всего это первый сайт, которым учиться пользоваться ребенок, попавший в Интернет. И тот педагогический дизайн, который тщательно выстраивается нами при создании сетевых учебных ресурсов, не всегда понятен ученикам. Педагогам приходится тратить дополнительные усилия по формированию у учащихся навыков работы в новой для них образовательной среде. Обучаемые же в этой ситуации вынуждены искать компромисс между привычной и комфортной для них виртуальной средой обитания и новым образовательным пространством, в которое его приглашает учитель.

Несмотря на то, что эта проблема еще не получила широкого обсуждения у нас в стране, она вызвала широкий резонанс при обсуждении в США и Европе (ведь проблема носит глобальный характер). Так приводились существенные «за» и «против» использования социальных сетей в образовании. Попытаемся отметить эти позиции, а также рассмотреть небольшой опыт применения социальных сетей в образовании у нас в стране.

      Среди преимуществ использования социальных сетей в образовании отмечались следующие:

  • Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части интернет-аудитории позволяет значительно сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. А реализация потребностей учащихся к общению и стремлению жизни в коллективе сверстников повышает их мотивацию к обучению

• Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный материал: глоссарии, статьи, обсуждения, мультимедийные библиотеки и др. Это стимулирует самостоятельную познавательную деятельность, сокращает производственный цикл получения конкретного интеллектуального или творческого результата, способствует совершенствованию навыков всесторонней оценки и сопоставления получаемой информации.

• Высокий уровень взаимодействия преподавателя и школьника обеспечивает непрерывность учебного процесса. Обсуждение теоретических вопросов курса и проектных работ учащихся выходит за рамки урочных занятий, что повышает эффективность обучения.

• Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудиоматериалов, интерактивных приложений.

  • Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий.

В качестве проблемных моментов при использовании социальных сетей в образовании следует отметить:

  • невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателей, не позволяющий им активно использовать социальные сети в своей профессиональной деятельности;
  • высокую степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса в условиях непрерывного обучения для преподавателя;
  • частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий учебных заведений, и часто отсутствие доступа в интернет.

Данные проблемы в зарубежных странах решались за счет повышения ИКТ-компетенций преподавателей в рамках программ повышения квалификации; дальнейшего изучения педагогических возможностей социальных сетей; выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве; материального и морального поощрения педагогов через проведение конкурсов методических разработок использования социальных ресурсов Интернет в образовании.

     Также хотелось представить на ваш суд опыт использования социальных сетей в образовании одного из преподавателей английского языка: «Вся современная молодежь сейчас по несколько часов свободного времени проводит в Интернете, на различных порталах, сайтах, а главное – социальных сетях. Вот они и стали моим помощником в методике преподавания и контроля усвоения материалов. Расскажу конкретно на примере социальной сети «ВКонтакте», в которой у меня была своя отдельная группа, где все мои учащиеся могли отслеживать задания, изменения в расписании и другую необходимую информацию.

В аудиозаписи и видеозаписи группы я добавляла материал, записанный лично мной или найденный в Интернете. Учащиеся размещали в этой группе свои выполненные задания в специально отведенной для этого категории. Сейчас можно ставить друг другу под видео или аудио «мне нравится» (есть такой специальный значок), кто больше набрал таких отметок, получает высший балл, далее оценки по нисходящей траектории. Соответственно, у школьника появляется стимул не просто получить хорошую оценку, а заслужить авторитет у своих друзей. 
Каждое задание становится мини-конкурсом, и по своему опыту скажу – это отлично влияет на качество образования. С учащимися надо разговаривать на их языке, зачем насиловать их консерваторскими методами, уже давно ставшими неэффективными?»

    Таким образом, обсуждение проблемы социальных сетей в образовании за рубежом выявило аргументы «pro» и «contra». Широкая фаза обмена мнений по этому вопросу там уже завершилась, большинство социальных сетей активно используют как образовательную интернет-среду, созданы даже специальные руководства для педагогов. У нас в стране наиболее остро эта проблема встает сегодня. Учитывая крайне неоднородную социальную структуру нашего общества, можно с уверенностью сказать, что она вызовет бурную полемику. Естественно, чем скорее данная проблема будет поставлена на широкое обсуждение общественности, чем быстрее будут расставлены все точки над «и» в данном вопросе, тем больший эффект это будет иметь для развития белорусского образования.

Конечно, виртуальные социальные сети не являются единственным средством сетевого обучения. Педагогическое сообщество должно стремиться к многообразию форм учебной деятельности. Но сегодня возможности социальных сетей в решении образовательных задач явно недооценены. И этот вопрос ждет своего обсуждения, но хочется отметить что уже сегодня многие учебные заведения и преподаватели Беларуси перенимают опыт в этой сфере и успешно применяют его на практике. Так в УО "Рогачевский ГПТКС" в конце 2014 года зарегистрированы группы колледжа в таких социальных сетях, как "Одноклассники" и "ВКонтакте", которые с учетом развития образовательного процесса развиваются параллельно с учетом возможностей социальной сети. Сразу была отмечена активность преподавателей и в целом сотрудников колледжа.

Категория: Программно-техническое обеспечение | Просмотров: 208 | Добавил: Администратор | Теги: облако, вред, польза, РГПТКС, строителей, Колледж, социальные сети в образовании, Рогачев | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Свернуть
Развернуть
Необходима авторизация
0
дисциплина инженерная графика польза Строительный яндекс браузер Гугл день заочника дома использование в работе Контрольные работы мэйл.ру не могу войти на сайт проблема с доступностью сайта Колледж облако Рогачевский ГПТКС домашняя контрольная работа вред гражданские здания курсовое проектирование методические рекомендации мс офис 2010 офис программа винрар скачать бесплатно информация методика педагогический предмет строителей антивирус методические указания блог вопросы учебный материал задачи Литература образовательное пространство общение и сотрудничество строительные материалы изделия лабораторные работы строительные строительные конструкции документы Интерактивный Информационный методический Основы электротехники облачные технологии облачные вычисления платформа 2 ступень материалы для обучения оборудование Программное обеспечение ДКР Google Docs Microsoft Office Web Apps Рогачев Dropbox Google Drive Google Диск Panda Cloud Antivirus Windows Live SkyDrive гражданские и промышленные здания облако РГПТКС Облачные хранилища файлов заочники интернет-аддикция информатизация общества информационные технологии личность материалы нравственное здоровье облачные технологии колледжа строит очники практика преддипломная методическая служба методические материалы зона рунета Рогачевский ГПТКС сервис аккаунт Книга отзывов дипломный проект инфopмaция онлайн журнал РГПТКС колледж строителей 16-17 График от охрана труда проверка знаний тестирование по охране труда